Реконструкция с элементами реставрации здания МБУК «Городской Дворец культуры»г. Белорецк с разработкой проекта нового 3-х этажного пристроя»
Проект, 2022
Решение о строительстве Дворца культуры было принято администрацией и заводским профкомом Белорецкого металлургического завода в 1929 году. В связи с развитием Белорецкого металлургического комбината (в 1926 году начата реконструкция всего предприятия) и ростом численности населения назрела необходимость строительства большого культурного центра города – дворца металлургов. Строительство дворца осуществлялось по заказу металлургического комбината и было начато в 1929 году местными строителями с активным участием жителей города. Они возводили его своими силами, после рабочей смены и в выходные дни. Здание Дворца культуры играло существенную роль в архитектуре заводского района г. Белорецка. Анализ объемно-планировочного и композиционного решения здания позволяет отнести его к типичным клубным сооружениям 1930-х годов, выполненных в стиле конструктивизма. Автор проекта не установлен. Здание строилось из кирпича, было оштукатурено снаружи и внутри. Покрытие было выполнено в виде металлической скатной кровли по деревянным стропилам. Объемно-пространственная композиция здания строилась на принципе логического соответствия внутренней планировочной структуре и соподчинении отдельных эле-ментов здания друг другу. Так, вертикальным остеклением выявлены на фасадах лестницы, глубокой нишей подчеркнута входная группа. Фасады, несмотря на отсутствие большого количества декоративных элементов, достаточно пластичны и выразительны. Произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства в ансамбле дворца изначально не было.Дворец культуры представлял особый интерес с точки зрения истории за-стройки города Белорецка, он является единственным общественным зданием города эпохи конструктивизма. На территории Башкирии подобных сооружений не обнаружено. В то время Белорецк заполняли в основном деревянные одноэтажные здания, и Дворец должен был стать его украшением и гордостью. Радости не было предела, когда 7 ноября 1931 года состоялось торжественное открытие храма искусства - была открыта для посетителей театральная часть (зрительный зал, северное и южное фойе, вестибюль). Под звуки одного из первых творческих коллективов — духового оркестра — посетители знакомились с новыми пространствами. В 1933 г. за-кончено строительство клубной части (комнаты для занятий, библиотека, читальный зал)
Работа самодеятельных коллективов началась не сразу: здание нуждалось в достройке, внутреннем оформлении, снабжении оборудованием. И здесь на славу постарался первый директор Дворца В. П. Лукашинский, под руководством которого ДК за несколько лет преобразился и стал культурным центром Белорецка. Начиная с 1933 года, во Дворце велась активная деятельность: благо, места хватало и коллективам художественной самодеятельности, и клубам по интересам, и спортивным секциям. Здесь находился концертный зал на 750 мест, спортивный зал, буфет. На втором этаже размещаются читальный зал, помещения для занятий кружков самодеятельности, кинозал, на третьем этаже — библиотека. Здесь проводились практически все мероприятия — от праздничных концертов и киносеансов до цеховых собраний. Сюда шли и дети, и взрослые, и каждый находил себе занятие по душе. Кроме того, белоречане получили возможность ознакомиться с творческой деятельностью именитых коллективов: город посещали труппы Украинского театра, Уфимского театра русской драмы, передвижного оперного театра Горьковского края и прочие.
Культурная жизнь в городе била ключом, и, казалось, так будет всегда. Однако начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы. В 1942 году вся работа во Дворце была приостановлена: в здании очага куль-туры разместили Клинский станкостроительный завод, который изготавливал станки, предназначенные для производства снарядов. Вестибюль и малый зал превратились в сборочный цех, буфет и спортивный зал были отданы под инструментальный цех и мастерские, в зрительном зале и прилегающих к нему фойе расположился механический цех. Даже сцену пришлось демонтировать, чтобы увеличить пространство. К сожалению, о работе этого завода белоречанам известно мало, в музее удалось разыскать только воспоминания бывшего начальника проектно-конструкторского отдела комбината, который в войну работал слесарем-сборщиком на заводе, числившимся под номером 236. «В суровом 1941 году полчища немец-ких фашистов рвались к Москве. Враг был уже в Калининской области, в этот пери-од было дано указание эвакуировать Клинский станкостроительный завод в Белорецк. Первые эшелоны с людьми и оборудованием прибыли в ноябре. Под завод было отдано здание Дворца культуры. Несколько месяцев устанавливалось оборудование, а в марте 1942 он начал выпускать продукцию. Инструментальный цех занимал помещение буфета, в спортивном зале рас-полагались ремонтные службы главного механика и главного энергетика. Для термического цеха был сооружен пристрой между спортзалом и фойе большого зала. Для «литейки» построили отдельное помещение, где сейчас расположен гараж. Но творческие коллективы не прекратили своего существования: они занимались во дворце СПКП. Большая заслуга в развитии культурной жизни Белорецка в годы войны принадлежала артистам местного государственного драматического театра: они ставили одну премьеру за другой, доставляя огромную радость зрителям своими работами. В марте 1945 года станкостроительный завод освободил Дворец культуры, остро нуждавшийся в капитальном ремонте. Возобновил свою деятельность Дворец в 1946 году. В настоящее время здание используется по назначению, здесь проводятся концерты, спектакли. Сегодня в Городском Дворце культуры насчитывается более пятидесяти формирований и около десяти клубов по интересам. ГДК является одним из основных центров досуга жителей и гостей Белорецка.
Архитектурные и объемно-планировочные решения по объекту определены основным функциональным назначением и в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. На основании комплексных научных исследований объекта культурного наследия выполнен проект его реставрации и приспособления для современного использования, предусматривающий сохранение и восстановление основных особенностей, составляющих предмет охраны памятника.
В существующем здании на 1-ом этаже располагаются вестибюль, охрана, касса, гардероб, южный и северный кулуары, партер большого зрительного зала, сцена, карманы сцены, кладовая для декораций, колосниковая лестничная клетка, уборные, КУИ, буфет и служебные помещения к нему, кабинеты администрации.На втором этаже располагаются амфитеатр большого зрительного зала на 579 мест, звукооператорская, кабинет переводчика, -свето-видео операторская, фойе, камерный зал вместимостью 150 зрительных мест, артистические, коридор ожидания выхода на сцену, сцена и технические помещения.На третьем этаже располагаться кабинеты административный.В подвале располагаются трюм, тиристорная, коридоры, колосниковая лестничная клетка, комнаты обслуживающего персонала, помещения для хранения и ремонта светильников и электрооборудования и технические помещения.
Пристраиваемое здание представляет собой трехэтажное здание с подвалом. Принятые планировочные решения отвечают функциональному наполнению здания. Главный вход в пристраиваемое здание осуществляется с улицы Ленина, остальные входные группы являются эвакуационными. Для вертикальной связи между этажами предусмотрено устройство лестничных клеток и лифта. Две лестничные клетки с вы-ходом напрямую наружу и одна лестничная клетка для связи с подвалом. Доступ и безопасность для маломобильных групп населения обеспечивается за счет наличия грузопассажирского лифта и пожаробезопасной зоны. На первом этаже пристраиваемого здания расположились входной вестибюль, пост охраны, гардероб, артистические, мастерская буфатории и художника, столяр-но-слесарная мастерская, пошивочная мастерская, централизованная подготовка костюмов. Горизонтальная связь между пристраиваемым зданием и существующим осуществляется по первому этажу через коридор ожидания выхода на сцену. На втором этаже пристраиваемого здания расположились хореографические залы (репетиционные), раздевалки с душевыми, артистические, инвентарная, кабинет художественного руководителя. На третьем этаже расположились репетиционные помещения (вокально-хоровая, вокально-театральная, музыкально-театральная, инструментально-театральная направлений), кабинеты: администрации, методиста, звукорежиссёра, видеорежиссёра. В подвале пристраиваемого здания находятся спортивные залы с раздевалками, костюмерная, комната обслуживающего персонала, электрощитовая, технические помещения. В пристраиваемом здании предусмотрено алюминиевое витражное остекление. Во всех конструкциях витражей предусмотрен режим проветривания. Все рабочие комнаты с постоянным пребыванием людей выполнены с естественным освещением. В отделке фасадов предусмотрено использование кортеновской стали как сим-вол металлургии. Над главным входом предусмотрена консоль с перенесенным мозаичным панно. На дворовой части проектом предусмотрена организация парковочных мест для работников дворца культуры. Для посетителей дворца парковочные места организованы по улице Ленина и со стороны Аллеи Героев с учетом требований маломобильных групп населения. Тротуары, входы в здание так же запроектированы с учетом передвижения маломобильных групп населения.
Работа самодеятельных коллективов началась не сразу: здание нуждалось в достройке, внутреннем оформлении, снабжении оборудованием. И здесь на славу постарался первый директор Дворца В. П. Лукашинский, под руководством которого ДК за несколько лет преобразился и стал культурным центром Белорецка. Начиная с 1933 года, во Дворце велась активная деятельность: благо, места хватало и коллективам художественной самодеятельности, и клубам по интересам, и спортивным секциям. Здесь находился концертный зал на 750 мест, спортивный зал, буфет. На втором этаже размещаются читальный зал, помещения для занятий кружков самодеятельности, кинозал, на третьем этаже — библиотека. Здесь проводились практически все мероприятия — от праздничных концертов и киносеансов до цеховых собраний. Сюда шли и дети, и взрослые, и каждый находил себе занятие по душе. Кроме того, белоречане получили возможность ознакомиться с творческой деятельностью именитых коллективов: город посещали труппы Украинского театра, Уфимского театра русской драмы, передвижного оперного театра Горьковского края и прочие.
Культурная жизнь в городе била ключом, и, казалось, так будет всегда. Однако начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы. В 1942 году вся работа во Дворце была приостановлена: в здании очага куль-туры разместили Клинский станкостроительный завод, который изготавливал станки, предназначенные для производства снарядов. Вестибюль и малый зал превратились в сборочный цех, буфет и спортивный зал были отданы под инструментальный цех и мастерские, в зрительном зале и прилегающих к нему фойе расположился механический цех. Даже сцену пришлось демонтировать, чтобы увеличить пространство. К сожалению, о работе этого завода белоречанам известно мало, в музее удалось разыскать только воспоминания бывшего начальника проектно-конструкторского отдела комбината, который в войну работал слесарем-сборщиком на заводе, числившимся под номером 236. «В суровом 1941 году полчища немец-ких фашистов рвались к Москве. Враг был уже в Калининской области, в этот пери-од было дано указание эвакуировать Клинский станкостроительный завод в Белорецк. Первые эшелоны с людьми и оборудованием прибыли в ноябре. Под завод было отдано здание Дворца культуры. Несколько месяцев устанавливалось оборудование, а в марте 1942 он начал выпускать продукцию. Инструментальный цех занимал помещение буфета, в спортивном зале рас-полагались ремонтные службы главного механика и главного энергетика. Для термического цеха был сооружен пристрой между спортзалом и фойе большого зала. Для «литейки» построили отдельное помещение, где сейчас расположен гараж. Но творческие коллективы не прекратили своего существования: они занимались во дворце СПКП. Большая заслуга в развитии культурной жизни Белорецка в годы войны принадлежала артистам местного государственного драматического театра: они ставили одну премьеру за другой, доставляя огромную радость зрителям своими работами. В марте 1945 года станкостроительный завод освободил Дворец культуры, остро нуждавшийся в капитальном ремонте. Возобновил свою деятельность Дворец в 1946 году. В настоящее время здание используется по назначению, здесь проводятся концерты, спектакли. Сегодня в Городском Дворце культуры насчитывается более пятидесяти формирований и около десяти клубов по интересам. ГДК является одним из основных центров досуга жителей и гостей Белорецка.
Архитектурные и объемно-планировочные решения по объекту определены основным функциональным назначением и в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. На основании комплексных научных исследований объекта культурного наследия выполнен проект его реставрации и приспособления для современного использования, предусматривающий сохранение и восстановление основных особенностей, составляющих предмет охраны памятника.
В существующем здании на 1-ом этаже располагаются вестибюль, охрана, касса, гардероб, южный и северный кулуары, партер большого зрительного зала, сцена, карманы сцены, кладовая для декораций, колосниковая лестничная клетка, уборные, КУИ, буфет и служебные помещения к нему, кабинеты администрации.На втором этаже располагаются амфитеатр большого зрительного зала на 579 мест, звукооператорская, кабинет переводчика, -свето-видео операторская, фойе, камерный зал вместимостью 150 зрительных мест, артистические, коридор ожидания выхода на сцену, сцена и технические помещения.На третьем этаже располагаться кабинеты административный.В подвале располагаются трюм, тиристорная, коридоры, колосниковая лестничная клетка, комнаты обслуживающего персонала, помещения для хранения и ремонта светильников и электрооборудования и технические помещения.
Пристраиваемое здание представляет собой трехэтажное здание с подвалом. Принятые планировочные решения отвечают функциональному наполнению здания. Главный вход в пристраиваемое здание осуществляется с улицы Ленина, остальные входные группы являются эвакуационными. Для вертикальной связи между этажами предусмотрено устройство лестничных клеток и лифта. Две лестничные клетки с вы-ходом напрямую наружу и одна лестничная клетка для связи с подвалом. Доступ и безопасность для маломобильных групп населения обеспечивается за счет наличия грузопассажирского лифта и пожаробезопасной зоны. На первом этаже пристраиваемого здания расположились входной вестибюль, пост охраны, гардероб, артистические, мастерская буфатории и художника, столяр-но-слесарная мастерская, пошивочная мастерская, централизованная подготовка костюмов. Горизонтальная связь между пристраиваемым зданием и существующим осуществляется по первому этажу через коридор ожидания выхода на сцену. На втором этаже пристраиваемого здания расположились хореографические залы (репетиционные), раздевалки с душевыми, артистические, инвентарная, кабинет художественного руководителя. На третьем этаже расположились репетиционные помещения (вокально-хоровая, вокально-театральная, музыкально-театральная, инструментально-театральная направлений), кабинеты: администрации, методиста, звукорежиссёра, видеорежиссёра. В подвале пристраиваемого здания находятся спортивные залы с раздевалками, костюмерная, комната обслуживающего персонала, электрощитовая, технические помещения. В пристраиваемом здании предусмотрено алюминиевое витражное остекление. Во всех конструкциях витражей предусмотрен режим проветривания. Все рабочие комнаты с постоянным пребыванием людей выполнены с естественным освещением. В отделке фасадов предусмотрено использование кортеновской стали как сим-вол металлургии. Над главным входом предусмотрена консоль с перенесенным мозаичным панно. На дворовой части проектом предусмотрена организация парковочных мест для работников дворца культуры. Для посетителей дворца парковочные места организованы по улице Ленина и со стороны Аллеи Героев с учетом требований маломобильных групп населения. Тротуары, входы в здание так же запроектированы с учетом передвижения маломобильных групп населения.